Николай Цветков о цене выборов и тонкостях прохождения муниципального фильтра

17 июня 2014 Выборы
16.06.2014 11:39 ПЛН, Псков

11 июня председатель Избирательной комиссии Псковской области Николай Цветков стал гостем программы «Теория вероятности» в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM). Вели программ Сергей Ермолаев и Александр Савенко. Ключевая тема, которая обсуждалась - «Официальный старт избирательной кампании в Псковской области». Предлагаем вашему вниманию стенограмму беседы.

Александр Савенко: Вчера (ред. - 10 июня) Псковское областное Собрание назначило выборы губернатора Псковской области. День голосования 14 сентября. Мы обязательно сегодня подробно поговорим на эту тему. А начать я хочу вот с чего. Ровно два года назад россиянам были возвращены прямые выборы губернаторов. Вместе с тем в Избирательный кодекс Псковской области по инициативе избирательной комиссии были внесены изменения, о них мы тоже сегодня достаточно подробно поговорим. Я сейчас просто обозначу основные моменты, на которые хотел бы акцентировать внимание в начале разговора. Изменение о муниципальном фильтре, то есть о необходимости собирать подписи муниципальных депутатов каждому из потенциальных кандидатов. Самовыдвижение невозможно. Могут выдвигаться только представители партии и, собственно, партии выдвигают своих кандидатов. Ну и, наверное, вы лучше меня сможете рассказать о том, какие другие ограничения есть для потенциальных претендентов на пост губернатора Псковской области. И уже тогда, два года назад, эксперты, представители партий говорили о том, что вот все это количество ограничений, барьеров, в том числе муниципальный фильтр, это значительно осложняет прохождение потенциальных кандидатов на выборы, и можно вообще говорить о том, что какой-то конкретный человек, который не является членом партии, ну или по каким-то может быть даже идеологическим соображениям не вступает, он фактически лишен возможности принять участие в выборах в качестве кандидата. А это, на взгляд многих, совершенно неправильно, поскольку человек видит в себе возможности руководить регионом, имеет, наверное, какой-то определенный опыт, знания, энергию. Вот как вам кажется, нет ли здесь нарушения конституционных прав российских граждан? Что вы можете по этому поводу сказать?

Николай Цветков: Ну, наверное, больше к конституционному суду Российской Федерации, нежели ко мне.

Сергей Еромолаев: Ну вы же эксперт, не только же глава избиркома.

Николай Цветков: Я вообще хочу сказать, уважаемые коллеги, что как руководитель коллегиального, постоянно действующего государственного органа области, который вы уже частенько называли, мы являемся правоприменительным органом. Мы не участвуем в политике. И не участвуем в дискуссиях после того, когда норма регионального закона, а тем более, федерального уже устоялась и требует применения. Ваш вопрос очень хороший, очень интересный, очень, такой, живой. Но его нужно было дискуссионно обсуждать тогда, на тех площадках, когда принималось окончательное решение – как будет выглядеть избирательный кодекс Псковской области и каким образом мы будем подготавливаться совместно, все его участники, организаторы избирательного процесса, к выборам губернатора. Лично моя позиция заключается в том, что опыт 2004 года, выборов губернатора Псковской области, опыт 2000-го года, 1996-го года (а я принимаю участие в выборах губернатора с 2000-го года и был доверенным лицом одного из кандидатов в губернаторы. Вы об этом помните и знаете) свидетельствует о том, что слишком много появляется заинтересованных людей, видящих в себе возможность управлять регионом, который мне очень близок, Псковская область. Я тут родился, вырос.

Александр Савенко: А кто определяет слишком много их или достаточно? Где здесь норма?

Николай Цветков:: Нормы нет, конечно, естественно. Определяет в первую очередь избиратель. Но мы с вами знаем огромное количество примеров различного характера. И фамилий, мне, наверное, не хватит пальцев на одной руке, перечислять, когда у нас были гастролёры, которые появлялись в Псковской области только для того, чтобы засветить своё имя для дальнейшей, так сказать, деятельности, и так далее. Я хочу сказать о том, что мы все дискуссии закончили. Например, для избирательной системы Псковской области. Мы готовимся к выборам. Мы четко знаем, что то, что вы называете муниципальным фильтром (а это всего лишь только журналистский штамп), называется у нас процедура поддержки кандидата в губернаторы Псковской области путем получения подписей депутатов представительных органов и, или глав муниципальных образований, избранных всенародно. Много это или мало, нужно это или нет, это все остаётся за скобками деятельности избирательной комиссии Псковской области. На сегодняшний момент я хочу сказать, что мы готовы к этой совместной деятельности с кандидатами. На сегодняшний момент я хочу всех заинтересованных лиц нацелить на экземпляр газеты «Псковская правда» от 11 июня 2014 года номером 63-64, где опубликованы, на мой взгляд, самые важные, эпохальные документы, связанные с новой кампанией губернатора. Это и постановление псковского областного Собрания депутатов о назначении даты выборов, и постановление избирательной комиссии области, которое мы вчера приняли единогласно всеми политическими партиями, установление абсолютного выражения числа подписей, которые нужно представить каждому кандидату для регистрации. И, наконец, главное, это календарный план, хронологический план действий, который мы впервые в этом году опубликовали в печатных органах, разместили на своём сайте, изготовили брошюры для выдачи всем заинтересованным участникам избирательного процесса.

Сергей Ермолаев: Ну все равно получается достаточно странная вещь, вы говорите с одной стороны, что все решает избиратель и все эти вот предложения, все эти нюансы, которые вы сейчас будете исполнять, естественно, а не принимать решение – так или не так. Будете их исполнять, это понятно. Все они касаются различных ограничений и по факту приводят к тому, что многие участники избирательного процесса, которые хотели бы в этом участие принять, простые рядовые граждане, те же самые самовыдвиженцы, не видят возможности и способов попасть в избирательную систему, то есть имеется в виду выдвинуть свои кандидатуры. То есть нарушается законное право гражданина быть избранным. Все понятно, что вопрос, собственно, не к вам, нам хотелось бы узнать ваше мнение, как эксперта. Я конкретизирую свой вопрос. Вы лично, персонально, как гражданин Российской Федерации, не видите ущемления своих прав избирать и быть избранным, вот имея перед глазами те самые ограничения, с которыми вы сейчас будете работать.

Николай Цветков: Я лично нет.

Александр Савенко: В продолжение ваших слов о муниципальном фильтре, вот об этом журналистском штампе, о котором вы говорили. С самого начала эксперты и опять же представители, главным образом, оппозиционных партий говорили о нём, как об очередном барьере, который действующая власть устанавливает на пути потенциальных кандидатов. Ну и говорили о коррупционной составляющей. Вы не сталкивались с таким мнением? Не слышали о таких заявлениях? Странно. Речь о том – каким же другим образом кандидат, у которого нет необходимого количества подписей, количества депутатов в муниципалитетах, каким образом он может получить их подписи, тем более нотариально заверенные, тем более, когда человек даёт свою подпись только одному из потенциальных кандидатов? Каким образом, как если только не забашлять, если говорить по-русски? Вот тоже хотелось бы узнать ваше мнение. Есть ли здесь эта коррупционная составляющая? Как вам видится? Может быть, вы уже сталкивались с какими-то примерами из жизни?

Николай Цветков:: С примерами мы вместе с вами совместно сталкивались. Один из лидеров политических партий, фракции нашей в псковском областном Собрании депутатов при своём выступлении уже рассказал о том, что у него достаточно подписей, и остальные он передаёт другому кандидату. Вот это элементы такого, крепостного права, наверное, когда…

Сергей Ермолаев: Аналогичное заявление было высказано партией властей в поддержку малых партий. То есть было предложено, что партия власти поддержит кандидатов от малых партий, в том числе подписями своих депутатов.

Александр Савенко: Форцовка такая уже началась этими голосами.

Сергей Ермолаев: Это общая тенденция и получается, что политические силы вынуждены с этим фильтром считаться, пытаются найти обходные пути, чтобы этот фильтр по факту не соблюсти. У нас получится что? Что человек, кандидат, не имеющий реально депутатской поддержки, но получивший такую поддержку от другой политической силы, будет зарегистрирован кандидатом в губернаторы. А другое лицо, которое не смогло договориться со своими оппонентами и конкурентами, такой поддержки не получит. Получается, что сам по себе фильтр уже не работает.

Николай Цветков: Я могу сказать только о том, теми статистическими данными, которыми обладает избирательная комиссия, на основании данных, полученных из муниципальных образований, министерства юстиции, системы госвыборы. Мы провели категоризацию депутатов и глав муниципальных образований, которые были выдвинуты, обращаю внимание, субъектом выдвижения, той или иной политической партией. То есть на момент выборов политическая партия становится избирательным объединением. Да, арифметика такая, что на сегодняшний момент полным пакетом депутатской поддержки обладает только две политических силы (не буду их называть), и достаточно большое количество у нас депутатов представительных органов муниципалитетов, которые являлись самовыдвиженцами. Я думаю, что сейчас борьба пойдёт в первую очередь за тех лиц, которые не имеют политической окраски, не принадлежат к тому или иному политическому мировоззрению. Этих самовыдвиженцев, уверяю вас, достаточно, чтобы зарегистрировать трёх кандидатов.

Александр Савенко: Вы говорили о 14 возможных кандидатах два года назад, когда только принимался закон.

Николай Цветков: Дело в том, что всего общее количество участников подписной кампании в Псковской области это 2131 депутат и глава муниципального образования. Если вы даже поделите это на 150-157 подписей, которые необходимо представить в свою поддержку, этого достаточно для большого количества выдвижения кандидатов. Но вместе с тем, я говорю с точки зрения политической принадлежности и участия в тех депутатских группах, и формирования, которые есть в собраниях депутатов в районных, городских, сельских поселениях, городских округах. Вместе с тем хочу сказать о том, что я очень надеюсь, что каждый кандидат в губернаторы, размышляя о том, что он готов управлять регионом, и борется за поддержку депутатского корпуса в муниципалитетах, в первую очередь будет действовать в условиях конкурентной среды и представления своей программы развития региона, а не то, о чем вы говорили выше, что является, конечно, предметом для реакции правоохранительных органов. Вместе с тем, хочу сказать, что у нас есть основания не зачитывать ту или иную подпись в случае, если депутат после того, как эту подпись нотариально заверил и осуществил поддержку того или иного кандидата, подаёт заявление в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации о том, что данная подпись поставлена под физическим давлением, либо с учетом иной материально-финансовой заинтересованности. В данном случае вы вправе проводить соответствующее собеседование, обращаться в правоохранительные органы, и такая подпись (если такой депутат будет настаивать, подписант будет) будет считаться недействительной. На мой взгляд, сейчас то количество подписей, которое нужно представить, оно невелико. Особенно с точки зрения того, если депутаты и избирательные объединения, политические партии, как мы всегда и нацеливали в предыдущие единые дни голосований, работали над тем, чтобы сегодня пожинать плоды своей совместной деятельности на выборах муниципалитета. Наша позиция заключалась в том (она подтверждалась и центральной избирательной комиссией, и нашей комиссией, и комиссиями на местах), чтобы максимально заполнить все вакантные мандаты к выборам губернатора, чтобы максимально возможное количество кандидатов могло заручиться поддержкой депутатского корпуса. Мы это выполнили. Мы сделали максимальное количество, заполнили мандаты. На сегодняшний момент у нас только пять депутатов представительных органов муниципальных образований в муниципальных районах, к сожалению, которые не будут участвовать в этой подписной компании в связи с тем, что они досрочно прекратили полномочия. И в этот единый день голосования мы будем замещать эти мандаты. Все остальные депутаты сельских, городских поселений, заполнены.

Сергей Ермолаев: Возвращаясь к теме процедуры и всех этих вот перипетий. Весной этого года по инициативе оппозиции, был поднят очень серьёзный вопрос с их точки зрения, который как раз касается количества и качества депутатских подписей. Я имею в виду поправку в избирательный кодекс Псковской области, в котором была фраза и, или, соответственно. Как так получилось, что в нашем региональном законодательстве появилась именно такая формулировка? Что это было по факту, ошибка, недосмотр или это было принципиальное решение?

Николай Цветков: Опять вопрос не к правоприменительному органу. Это решение регионального законодателя, которое основывалось на тот момент на формулировке, которая фигурировала в федеральном законе. Потом федеральное законодательство изменилось, в течение каких-то определенных периодов развития, а в том числе, и на основе опыта других субъектов Российской Федерации. Как вы знаете, мы уже третья волна проведения губернаторских выборов. Они проходили в единый день голосования 12-го года, 13-го года. Сделана огромная работа над ошибками, поверьте. Есть даже постановление конституционного суда, которое предписывает кандидатам не создавать ограничения другим кандидатам при сборе подписей, больше установленного количества подписей избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации. О чем это говорит? Если у нас 157 максимально. Пожалуйста, товарищи кандидаты, не собирайте 1157, чтобы ограничить в выдвижении другого кандидата. Все это было в 12-м году в других субъектах Российской Федерации. Законодатель, конституционный суд очень чутко отреагировал на это и очень, на мой взгляд, синхронизировал наши совместные действия. С точки зрения и, или. Нам, как для правоприменительного органа, было предельно понятно, что мы будем применять так, как звучало в федеральном законодательстве, независимо от того, есть эта норма в региональном законе или нет. Но я хочу отметить ту совместную, конструктивную работу, которая состоялась, как вы их называете, малыми партиями. По-другому их называют непарламентскими партиями. Есть серьёзная дискуссионная площадка, в которой мы с удовольствием участвуем, знакомимся с этими новыми условиями избирательной компании. Это, действительно, была инициатива части коалиции малых непарламентских политических партий Псковской области. Но, так как они не являются субъектами законодательной инициативы, они обратились к губернатору области, субъекту законодательной инициативы, и эта поправка была внесена. Но, принципиально важно – многие понимают, что вот это и, или возникает в связи с тем, что можно собрать подписи или депутатов, или глав муниципальных образований. Но подписи глав муниципальных образований, избранных всенародно в Псковской области, свидетельствуют о том, что их не хватит даже для прохождения первоначального барьера.

Александр Савенко: Я думаю, все понимали, что речь идёт о 2 из 23 избранных главах.

Николай Цветков: Нет. Неправильно понимали. Речь идёт, что вы можете собирать или депутатов представительных органов, или депутатов и глав муниципальных образований.

Звонок радиослушателя: В последнее время на выборах очень мало самовыдвиженцев. Я вот знаю, что они заявляются, но их не регистрируют. Вопрос – почему?

Николай Цветков: Я не могу отметить, что у нас мало самовыдвиженцев в Псковской области. Об этом свидетельствует практика выдвижения, регистрации в единый день голосования и в том числе на досрочных выборах, которые мы проводили в различных районах в связи с досрочным прекращением полномочий глав муниципалитетов в Великолукском районе и в Куньинском. Дело в том, что самовыдвиженцы, для того, чтобы быть зарегистрированными в качестве кандидата и попасть своей фамилией в бюллетень, должны выполнить ряд условий. В первую очередь, это поддержка избирателей в качестве предоставления этих подписных листов в определенном процентном соотношении к общему количеству избирателей в муниципалитете для того, чтобы стать зарегистрированным кандидатом. На мой взгляд сейчас, даже самовыдвиженцы научились правильно, грамотно и очень компетентно собирать подписи избирателей, предоставлять их в избирательные комиссии соответствующего уровня. Могу вам компетентно доложить о том, что на последнем едином дне голосования необоснованных решений, принятых избирательными комиссиями всех уровней по нерегистрации таких кандидатов, не принято.

Сергей Ермолаев: А обоснованных решений было много?

Николай Цветков: Обоснованное решение было одно. В Печорском районе. Как сейчас вспоминаю. Сам лично был на этом заседании территориальной избирательной комиссии Печорского района. Кандидат согласился, что он допустил большое количество ошибок, и в первую очередь, связанных с тем, что он собрал подписи избирателей, которые не проживают на территории соответствующего муниципального образования.

Сергей Ермолаев: Такая же история была в Кунье, насколько я знаю. Буквально в апреле там прошли выборы главы района.

Николай Цветков: Абсолютно правильно. Не буду называть кандидата. Все знают. То же самое, - не подтверждаются органами ФМС о том, что данные избиратели постоянно или преимущественно проживают на территории избирательного округа.

Сергей Ермолаев: Я хотел бы тему с самовыдвиженцами, что называется, добить. В принципе что получается. Что, рассматривая документы, которые сдали самовыдвиженцы, по формальным причинам, то есть неправильно оформленные документы, территориальная избирательная комиссия принимает решение о нерегистрации данного кандидата. Получается, именно сотрудники избирательной комиссии принимают решение – допустить данного человека до выборов или нет, основываясь на законе. Я, собственно, не буду ставить под сомнения эти решения. Возникает закономерный вопрос. Почему сотрудники избиркомов не помогают таким людям правильно заполнить документы? Вы проводите с ними семинары, вы проводите с ними какие-то обучающие семинары. Если я неправильно заполнил бланк на получение паспорта, сотрудник ФМС меня поправит. Почему не поправляет избирком?

Николай Цветков: То, о чем вы говорите, во главу угла было поставлено в деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, в данном случае Псковской области, когда я её возглавил в 2011-ом году. Мы, действительно, должны были помочь всем участникам избирательного процесса правильно прочитать труднейшее, объёмное и очень запутанное, а иногда, на мой взгляд, составляющее череду загадок и шарад, избирательное право Российской Федерации, в данном случае Псковской области. Для примера я могу вам привести. У нас избирательное законодательство Советского союза, по которому мы проводили все выборы в стране, составляло 28 страниц. Сейчас 67-ой федеральный закон об основных гарантиях избирательного права, а вслед за ним и избирательный кодекс составляют 586 страниц. То есть человек, который не вовлечен постоянно в эту процедуру, естественно, он не может там по-нормальному разобраться. Наша задача ему разъяснять, максимально разъяснять о том, как правильно применять. Для этого мы делаем соответствующие образцы документов, в которых отрабатываем все наименования. Для этого мы делаем соответствующие образцы подписных листов, обращаем внимание на то, что в подписном листе могут принимать участие только граждане, зарегистрированные на территории данного избирательного округа, зарегистрированные в данном случае, субъекте Российской Федерации.

Сергей Ермолаев: Понятно. Объём формальностей столь высок, что даже избирком не может разобраться в нём досконально, что же говорить о кандидате.

Николай Цветков: Нет. Избирком может разобраться досконально. Но вот ещё раз обращаю внимание, сотрудники избирательной комиссии, как вы говорите, это не просто сотрудники. Это коллегиальный орган, который состоит из представителей политических партий. И именно своим решением они голосуют за то, зарегистрировать этого кандидата или не зарегистрировать. Это мнение коллегиального органа.

Звонок радиослушателя: Исполняющий обязанности губернатора области Андрей Турчак по некоторым сведениям, я читал в прессе, не проходил службу в рядах вооруженных сил. А по закону там вроде как госслужащий должен проходить службу в рядах армии. Каково ваше мнение по этому вопросу? Может ли он стать кандидатом или не может?

Николай Цветков: Мы проводим выборы губернатора Псковской области. А губернатор Псковской области, в соответствии с федеральным и региональным законодательством является государственной должностью субъекта Российской Федерации, он не является государственным служащим. Ограничения по этим основаниям только, как вы правильно сказали, для государственных служащих гражданской службы Российской Федерации. Вместе с тем хочу отметить, что этот вопрос долго обсуждается. И мы, естественно, когда кандидат представит нам названными вами соответствующие документы, если он укажет это в своей автобиографии, о том, что проходил или не проходил службу, мы истребуем все документы для того чтобы подтвердить факт, или отсутствие такого факта службы в вооруженных силах.

Сергей Ермолаев: То есть ограничением это не является для выборов регионального уровня?

Николай Цветков: Это не является ограничением для выборов соответствующей государственной должности субъекта Российской Федерации.

Александр Савенко: В продолжение разговора об отказах в регистрации кандидатам. Все мы знаем или слышали об отказах самовыдвиженцам, представителям оппозиционным партиям. А бывали такие случаи, что приходилось отказывать кандидатам от «Единой России»?

Николай Цветков: Я бы вообще не ставил бы так вопрос с точки зрения политической принадлежности. Может быть, вы это так специально акцентируете внимание в связи с тем, что я стоял у истоков формирования партии «Единство» и потом «Единой России».

Александр Савенко: Вы по-прежнему являетесь членом партии?

Николай Цветков: Я являюсь членом партии, но приостановил своё участие в руководящих органах в соответствии с законодательством.

Сергей Ермолаев: Может быть, мы ставим этот вопрос в том числе и потому, что вы сами сказали, что вы возглавляете облизбирком с 11-го года…

Николай Цветков: Совершенно верно.

Сергей Ермолаев: И, собственно говоря, известная, по крайней мере, по мнению оппозиции, достаточно скандальная кампания муниципального уровня весны 12-го года. Она достаточно продемонстрировала много, по крайней мере, претензий со стороны оппозиционных партий к деятельности к деятельности территориальных избирательных комиссий. Но опять-таки, вы правильно отмечаете, что это коллегиальный орган и он принимает решения коллегиально. Но я просто напомню два ярких примера. Это отказ в регистрации списков КПРФ на том основании, что решение было принято об их выдвижении не конференцией, а бюро. И по которому потом были суды, и суды были выиграны коммунистической партией. И аналогичная история со списками партии «Яблоко». Списки были незарегистрированы по разным причинам. И более 30 судов потом, «Яблоко», собственно, выиграло опять-таки у территориальных избирательных комиссий. По суду списки были восстановлены. Вот два конкретных примера, когда не просто отдельных кандидатов пытались затормозить на выборах, прошу прощения за такую формулировку, а две политические партии, причем парламентские партии.

Николай Цветков: То, о чем вы говорите, имело достаточно противоречивую правоприменительную практику. И суды, как вы говорите, там выиграны или не выиграны. О них же можно судить только в том случае, если смотреть весь комплекс проблем, который возникал. Но я вам хочу сказать, что отельные суды выиграли избирательные комиссии, а отдельные выиграли политические партии. Это не показатель на самом деле трезвости в данном случае политического сообщества.

Сергей Ермолаев: Ну это просто продолжение моего вопроса почему территориальные избирательные комиссии не помогают участникам политического процесса вот эти вот сложности этого избирательного кодекса, а наоборот используют эти сложности, лабиринты и недовыскозанности в целях принятия решений для нерегистрации тех или иных политических сил? Вопрос чисто вот в этом. Просто ещё один характерный пример. В Дно. Опять-таки весной 12-го года, когда список партии «Яблоко» был не зарегистрирован на том основании, что они подали один пакет документов по списку и по одномандатнику. А избирком местный, ТИК, требовал, чтобы был подан отдельный пакет по списку, отдельный пакет по одномандатнику. Они этот суд выиграли. Причина нерегистрации была чисто формальной.

Николай Цветков: Причина была не формальной. Причина была в несоблюдении требований, изложенных в региональном законодательстве. И суд встал на сторону политической партии только в том случае, в данный момент, по Дно, в связи с тем, что именно региональный законодатель не определил четко - сколько нужно предоставлять пакетов документов. Вместе с тем, мы не требовали двойного пакета документов, но после того, когда состоялся суд, сложилась правоприменительная практика, обращаю ваше внимание, именно по инициативе избирательной комиссии Псковской области был создан специальный консультационный совет с участием всех тех политических партий, о которых вы говорите, и мы внесли все поправки в избирательный кодекс, которые бы ограничивали любое вмешательство избирательных комиссий, как вы говорите, сотрудников, любое вмешательство со стороны, для того, чтобы создавать барьер или препятствие для реализации пассивного избирательного права политическими партиями или самовыдвиженцами. На мой взгляд, это была серьёзная работа над ошибками. Мы серьёзно отработали все нюансы, которые возникали в тот момент. Хочу также вам отметить о том, что устав, как вы уже сказали, коммунистической партии Российской Федерации, в данном случае псковского регионального отделения, по инициативе его, псковского обкома, были внесены изменения в новую редакцию КПРФ именно связанная как раз с тем, что не допустить, либо делегировать это бюро, соответствующее, полномочия, либо, все-таки, чтобы это делала региональная конференция. То есть так коллизия, которая возникла в Псковской области, легла в основу применения на уровне федеральном. Честь и хвала. Спасибо надо сказать избиркому, что поправили Устав.

Сергей Ермолаев: Просто вот, все-таки, у меня складывается ощущение, что очень формально, я бы даже сказал, местами бюрократизированный подход к этому процессу. Мы всегда любим сравнивать себя с западом. Я всегда, как американист, привожу яркий и чёткий пример. Вот мы говорим, США, США, выборщики, выборщики. Между тем, в Соединенных Штатах Америки есть такая забавная тема, - любой избиратель, который пришёл на избирательный участок, в большинстве штатов может самостоятельно вписать любого кандидата в избирательный бюллетень. И в практике США есть даже масса примеров, когда вписанные избирателями кандидаты, выигрывали выборы. Самый яркий пример это 10-ый год, штат Аляска. Сенатор от штата Аляска был избран именно избирателями, вписавшими его фамилию в избирательный бюллетень, которого там изначально не было. Представляете, какой ужас там творится?

Николай Цветков: Ну я тогда тоже из американской истории тоже приведу вам пример, когда, не помню, по моему, в 1904 году при выборах президента США, между двумя кандидатами получили количество голосов абсолютно одинаковое.

Сергей Ермолаев: Да. Теодор Рузвельт, если быть точным, это был.

Николай Цветков: В том числе. Абсолютно одинаковое. И для того, чтобы разыграть в конечном итоге, кто будет президентом …

Сергей Ермолаев: Бросили жребий.

Николай Цветков: Абсолютно правильно.

Александр Савенко: Монетку.

Николай Цветков: Есть другие примеры, из Великобритании, когда такие же кандидаты бросили жребий в какую игру они сыграют, и кто победит. Победил один из кандидатов, который предложил бридж и в бридж он выиграл соответствующую должность.

Сергей Ермолаев: Ну так то начало 20 века. У нас 21 век на дворе.

Николай Цветков: Более либерального избирательного законодательства на евразийской части, я могу сейчас об этом сказать, чем избирательное законодательство Российской Федерации, нет. Вместе с тем, хочу отметить, вот мы сейчас говорим о том, что мы возрождаем досрочное голосование. Досрочное голосование возрождено на территории Псковской области повсеместно, на всех уровнях выборов. Конституционный суд высказался, что это ограничение конституционного права гражданина проголосовать. А вы знаете, что досрочное голосование, например, в той же самой Австрии или в Германии? Если голосует гражданин досрочно, то право у соответствующей избирательной комиссии истребовать все документы, которые легли в основание его голосования досрочно и почему он не прибывает на избирательный участок.

Сергей Ермолаев: Может, потому что они тоже, как и мы, считают, что досрочное голосование это способ для злоупотреблений?

Николай Цветков: Возможно. Вместе с тем, этого права у избирательной комиссии не делегировано в данном случае избирательным законодательством Российской Федерации.

Сергей Ермолаев: Может быть, зря? Может быть, все проголосуют досрочно, а также все, кто голосует через выносные урны.

Николай Цветков: Как говорит моя бабушка из деревни Кубеляки Полтавской области, Бог леса не сравнял, а уж людей тем более. Видите, у вас такое мнение. А у Александра будет мнение другое, что это ограничение, вмешательство в личную жизнь.

Вопрос с сайта ПЛН: Меня интересует, кого администрация и Цветков пустят на выборы? Персонально. Макарченко, Шлосберг, Рогов, Брячак? Николай Юрьевич, кого администрация и вы пустите на выборы?

Николай Цветков: Обещаю, что пущу всех избирателей, жителей Псковской области на 638 открывшихся избирательных участков в 8.00 14 сентября 2014 года.

Александр Савенко: Я полагаю, наш читатель не будет удовлетворён таким вашим ответом, поскольку всё-таки персонально были названы 4 фамилии. Наверное, рассчитывал человек получить какие-то ваши комментарии по каждому из них.

Сергей Ермолаев: Давайте тогда, может быть, просто ответим на вопрос. Если все эти кандидаты соберут необходимое количество подписей, все эти подписи будут сданы в избирком, у них проблем с регистрацией, естественно, не будет?

Николай Цветков: Я хочу даже вас больше проинформировать, открыть, может быть, такую интригу. Мы получили соответствующее уведомление от известных всех политических партий, именно региональных парламентских, обращаю внимание, о том, что они проводят соответствующие мероприятия по выдвижению кандидатов. Сегодня 2 таких мероприятия, в последующие дни, 12 числа два таких мероприятия. То есть все основные 5 лидеров этих политических партий планируют выдвинуть себя в качестве кандидатов в губернаторы. Кто как пройдёт процедуру сбора подписей в поддержку, покажет время. У них есть время до 30 июля, с самого момента выдвижения. То есть это почти что …

Сергей Ермолаев: 50 дней..

Николай Цветков: … 50 дней. Плюс ещё у избиркомов есть право 5 дней для того, чтобы они представили, попросить их представить документы на регистрацию в том числе. И потом мы ещё работаем вплоть до 12 августа над тем, чтобы рассмотреть все документы, представленные к регистрации. Огромное количество времени. Нашим законодательством предусмотрено, что если сделана какая-то ошибка в листе поддержки кандидата, мы на это должны обратить внимание кандидата и дать возможность эту ошибку исправить, за одним исключением, что подпись за него поставило только лицо, которое обладает статусом депутата, или главы муниципального образования в обязательном составе действующего созыва, в актуальном состоянии, и обладающего соответствующим статусом. В данном случае поправить уже нельзя. Но кандидат должен понимать, что он должен заручиться поддержкой только действующих депутатов и глав муниципальных образований, или глав муниципальных образований, действующих на сегодняшний момент.

Сергей Ермолаев: Николай, Юрьевич, может быть, тогда чуть подробнее все-таки про этот самый пресловутый журналистский штамп «муниципальный фильтр». Значит нужно собрать 150 подписей депутатов. Причём часть из них должна представлять районный уровень, часть из них должна представлять уровень муниципальный. Есть необходимый минимум по количеству районов, откуда должны быть собраны подписи. Сколько это районов?

Николай Цветков: Вы правильно абсолютно задаёте вопрос. Я думал, что он возникнет ранее, потому что это самый сейчас актуальный вопрос, который задают все. И чтобы вас и наших уважаемых радиослушателей не путать процентами, тремя четвертями и так далее, скажу следующее, мы уже определились в абсолютном количестве, выражении подписей. Значит, представьте, всего у нас участников подписной компании де-юре могут быть 2131 человек, депутаты и главы. Де-факто, их, конечно, чуть меньше, потому что многие, я говорил уже, в связи с объективными обстоятельствами не обладают сейчас статусом депутата. А для того, чтобы представить свою кандидатуру на должность губернатора, каждый кандидат должен в избирательную комиссию Псковской области представить 150 подписей депутатов и, или глав муниципальных образований. Из них 44 подписи должно быть представлено депутатов представительных органов муниципальных районов, городских округов на территории области. И они должны быть собраны не менее, чем в 20-и муниципальных образованиях со статусом муниципальный район, городской округ. Но, опять же, избирательная комиссия Псковской области внимательно читает федеральное и региональное законодательство. И подразумевает, и даёт возможность каждому кандидату собрать на 7 подписей больше установленной численности, в том числе на уровне муниципальных районов городских округов депутатов, на две подписи больше, потому что вдруг какая-то подпись будет, понятно, да, связанная, как вы говорите, с формальной ошибкой. На сегодняшний момент это постановление опубликовано в Псковской правде. И я знаю, что многие кандидаты сразу после выдвижения будут приступать к работе по нотариальному заверению подписей. Нотариальная палата Псковской области, хочу её поблагодарить, повсеместно везде организовывает дежурство нотариусов. Проведена огромная работа по разъяснению применения норм нотариального законодательства основ о нотариате. Проведена работа, чтобы это была посильная финансовая ноша. Одна подпись с точки зрения государственной пошлины будет стоить 100 рублей. Если нотариус выезжает на место, по приглашению кандидата, либо подписанта, в полуторократном размере, то есть 150 рублей.

Сергей Ермолаев: Я вот слышал, что нотариус тоже должен быть зарегистрирован на территории данного муниципального образования. То есть нельзя привести нотариуса с собой из Пскова, и собирать подписи со своим нотариусом. Так ли это?

Николай Цветков: Тоже журналистский штамп, допущенный одним из лидером политических партий. Не так. Гражданин может приехать сам лично к любому нотариусу в любом нотариальном округе. Будь он из Красногородска, он может заверить свою подпись, будучи депутатом. Вместе с тем, если вызывает гражданин к себе нотариуса, нотариус должен выдвигаться только в пределах своего нотариального округа. То есть это опять же ограничение, связанное с деятельностью нотариусов, но не гражданина. Ответственность несет нотариус.

Александр Савенко: Сейчас в средствах массовой информации среди лидеров оппозиции много говорится о возможности второго тура. Улыбаетесь. Как вы считаете, насколько велика вероятность того, что никто не наберет в первом туре 50 процентов плюс один голос? И в том случае, если это действительно произойдёт, впервые, так сказать, вот в этих кампаниях, 12-13 годов в российских регионах, что тогда? Когда будет второй тур?

Сергей Ермолаев: Вы к нему готовитесь в рамках своей общей работы?

Николай Цветков: Конечно, готовимся. У нас рассчитаны все соответствующие организационные и материально-технические ресурсы для проведения, в том числе второго тура. Нам предоставлена достаточная финансовая поддержка из бюджета субъекта Российской Федерации для проведения и первого, и второго тура. Вы знаете, что мы проводим выборы за счет бюджета субъекта Российской Федерации.

Александр Савенко: А вот, кстати, сколько стоят выборы?

Николай Цветков: 68 миллионов рублей. Вместе с тем, хочу отметить, что они бы стоили ещё дороже, если бы региональный законодатель принял решение о выделении средств на организацию видеонаблюдения и трансляции на избирательных участках. Добавляйте ещё 27 миллионов рублей. Вместе с тем, в бюджете эти деньги не заложены. Видно, региональный законодатель посчитал возможным их более объективно и эффективно использовать. Я думаю, что мы ограничимся совместно, как мы и договорились с политическими партиями, кандидатами, организацией полномасштабного общественного наблюдения на избирательных участках. Мы это совместно умеем делать, организация горячей линии. Вместе с тем, если в первом туре, где принимается мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, то есть надо набрать 50 процентов плюс один голос (проще объясняю, чтобы людям было понятно), не выявит своего победителя, через 21 день в соответствии с нашим законодательством мы проводим второй тур, где будет применяться мажоритарная избирательная система относительного большинства. То есть тогда, когда относительно другого кандидата, другой кандидат должен набрать хоть на один голос, но больше.

Александр Савенко: А вы находите объяснение, почему ни в одном из 13-и регионов Российской Федерации, где выборы состоялись вот за два года после того, как были возвращены выборы, не потребовался второй тур. Везде исполняющие обязанности глав субъектов федерации побеждают в первом туре со значительным отрывом. В чем причина?

Николай Цветков: На мой взгляд, причина, наверное, в высоком качестве кандидатского материала, который представляется для избирателей.

Александр Савенко: Что вы имеете в виду?

Николай Цветков: Мы всегда говорим о том, что любая победа, если говорить о победе в выборах, в первую очередь зависит не от организационных или материально-технических условий и ресурсов, а в первую очередь от личности кандидата и его конкурентоспособности. Я хочу вам привести пример из истории. Генрих IV Великий, будучи гугенотом, согласился стать королем Франции, приняв католичество, и сказал такую прекрасную фразу «Париж стоит мессы».

Сергей Ермолаев: Потом его пырнули ножом.

Николай Цветков: Через 10 лет. Да. Свои же, так сказать, приверженцы-гугеноты. Я очень надеюсь, что так было и в 13 году, и в 12-ом. И так будет в Псковской области, что те люди, которые будут предлагать себя в качестве кандидатов в губернаторы, адекватно оценивают те рычаги и те ресурсы, которые они будут использовать на выборах. Я очень надеюсь, что это будет конкуренция личностей и программ, а не конкуренция пиар-технологий, в том числе и черных, огромного количества пиар-команд, и так далее.

Сергей Ермолаев: Вбросов, каруселей, фальсификаций...

Николай Цветков: Абсолютно правильно.

Александр Савенко: В 146 процентов пресловутых известных.

Сергей Ермолаев: Давление на избирательные комиссии, выставление наблюдателей из избирательных участков. В общем, мы все следим за телевизором.

Николай Цветков: Это не наша практика. У нас не удален ни один наблюдатель из избирательных участков на протяжении двух последних единых дней голосования.

Сергей Ермолаев: Вы сказали, что планируете большое количество наблюдателей привлечь к этим выборам, чтобы компенсировать отсутствие видеонаблюдения. Сколько будет наблюдателей и к кому вы уже обращались с предложениями поставить своих наблюдателей?

Николай Цветков: Направление наблюдателей - это не компетенция избирательной комиссии Псковской области на участке. Это компетенция, в соответствии с нашим региональным законодательством, избирательных объединений и самих кандидатов. Обращаю внимание, что общественные организации не могут назначить наблюдателя, то есть никаких независимых наблюдателей априори в Псковской области быть не может. И те общественные организации, которые к нам приезжают в качестве гастролёров и называют себя независимыми наблюдателями, вводят в заблуждение псковичей и жителей Псковщины, потому что в любом случае, они ангажированы политически и политически окрашены. Я не буду приводить огромное количество примеров, которые были, в том числе, в единый день голосования, но вместе с тем хочу отметить, что избирательные комиссии Псковской области готовы создать все соответствующие условия для того, чтобы на избирательном участке были соблюдены соответствующие нормативы: размещение наблюдателей, наблюдение ими за легальными избирательными процедурами на самом участке. Иногда у нас происходит такая ситуация, что наблюдателей, членов с правом совещательного голоса больше, чем членов участковой избирательной комиссии. И это, кстати, повсеместная ситуация и в Российской Федерации. Но мы это только приветствуем. На данный момент мы сейчас работаем совместно с администрацией на местах о том, чтобы избежать так называемых «избирательных чуланчиков», то есть когда это ограниченное место, избирательный участок, какая-то там, извините, рекреация, в каком-нибудь помещении, чтобы это было хорошее, достаточно освещенное и самое главное, комфортное для работы как избирательной участковой комиссии, так и самих наблюдателей. Вместе с тем, хочу отметить, что подготовка наблюдателей, их методическое вооружение, - это исключительная компетенция самих политических партий и кандидатов. Но мы создаём все условия, на мой взгляд, для того, чтобы наблюдателей было больше на участке. Мы это только приветствуем. Ни один наблюдатель Псковской области не удалён, ни один член с правом совещательного голоса, который присутствовал на участке, не отстранен от работы.

Сергей Ермолаев: Вдогонку ещё один вопрос по деятельности комплексов по обработке избирательных бюллетеней. Они у нас внедряются уже не первый год. Какова, собственно их практика применения и когда же у нас все избирательные участки будут оборудованы КОИБами?

Николай Цветков: Да, у нас практика применения в Псковской области вот этих, как вы правильно называете, электронных систем подсчета голосов, достаточно обширная. Мы выступаем за то, чтобы эта практика расширялась не только в городе Пскове, но и в других муниципальных образованиях. Проблема заключается только в одном. Это кадры. Вы знаете о том, что мы сформировали участковые избирательные комиссии сейчас уже на постоянной основе со сроком полномочий 5 лет. Обращаю внимание, не на постоянной штатной, оплачиваемой, а на постоянной, со сроком полномочий на 5 лет. Ранее мы рекрутировали составы участковых комиссий каждый раз в связи с той или иной избирательной компанией. Это позволило нам на протяжении двух с половиной лет организовать полномасштабную работу по их обучению. Я думаю, что об этом, наверное, знают все наши жители Псковской области и люди, даже не вовлеченные в избирательную систему. Хочу отметить, что комплексы обработки избирательных бюллетеней высоко повышают, на мой взгляд, транспарентность, открытость и прозрачность избирательных процедур, которые происходят на участке, а рамное, и что самое очень важное, исключают любой фактор вмешательства человека и человеческого фактора в подведение итогов голосования. Комплексы обработки избирательных бюллетеней будут применяться и на выборах губернатора Псковской области, они будут размещены по предложению территориальной избирательной комиссии города Пскова на 33-х избирательных участках в городе Пскове. Всего в городе Пскове 93, 33 избирательных участка. Хочу отметить, что дальнейшее их применение будет зависеть от того, как пойдёт партийное строительство в Российской Федерации и в регионе. Обращаю внимание, почему. Максимальный бюллетень, который может проглотить комплекс обработки избирательных бюллетеней, извините за такой штамп, это А3. А только сейчас в Псковской области 42 региональных отделения политических партий. И за 100, к 200 уже где-то, политических партий, отделений в Российской Федерации создано. Поэтому, сейчас только, на сегодняшний момент, мы попробовали смоделировать как будет выглядеть избирательный бюллетень в том случае, если все политические партии выдвинутся на выборы в Псковское областное Собрание депутатов, которые пройдут буквально через два года. Такой бюллетень получился 2 метра 11 сантиметров. То есть комплекс обработки избирательных бюллетеней такой бюллетень, к сожалению, не обработает. Поэтому сейчас работают, я знаю, специалисты в центральной избирательной комиссии над этим вопросом. Я вообще считаю, что будущее за электронным голосованием, в том числе и голосованием по интернету.

Сергей Ермолаев: Отлично.

Александр Савенко: На время прямого эфира в социальной сети «В контакте» проходит голосование вот по такому вопросу. Честно ли по вашему мнению работает избирательная комиссия Псковской области? Ну и голоса разделились на данный момент так. 60 процентов считают, что нет, и 40 процентов считают, что честно. Я думаю, что это достаточно распространенное мнение о том, что чего-то там избирательные комиссии «химичат», и многие придерживаются такой точки зрения. Беспокоит ли вас такое общественное мнение, пытаетесь ли как-то вы его переломить? Работаете ли на собственный имидж?

Николай Цветков: Я хочу ответить вам словами Владимира Евгеньевича Чурова, раз вы меня назвали псковским Чуровым. Когда Владимиру Евгеньевичу Чурову задают такие же вопросы и говорят о том, что Чуров является там волшебником, он говорит такую фразу: «Не преувеличивайте мою роль одного человека в истории Российской Федерации». Мы считаем, что слишком преувеличена роль абсолютно технического органа.

Сергей Ермолаев: Мы тоже так считаем.

Николай Цветков: Роль вообще в формировании окончательных итогов голосования.

Александр Савенко: То есть вы тоже не волшебник, а только учитесь?

Николай Цветков: Я не волшебник, и даже не учусь. Я всего лишь кандидат юридических наук, член-корреспондент муниципальной академии Российской Федерации, человек, который знает, что такое уголовный кодекс, что такое административный кодекс и что такое избирательный кодекс Псковской области.

Александр Савенко: И что такое избирательные технологии, выборы.

Сергей Ермолаев: У нас осталось время для последнего вопроса. Мне кажется, он должен быть философским и риторическим. Вопрос, собственно, следующий к вам, как к эксперту. По факту избирательная комиссия Псковской области, любая избирательная комиссия, - это, по большому счёту, государственный орган. Вы финансируетесь из государственного бюджета, вы получаете оттуда зарплату, и по факту она формируется, в том числе и при участии исполнительной власти. Сейчас областной избирком участвует фактически в организации выборов этой самой исполнительной власти. Они вас назначают, вы помогаете выбирать эту исполнительную власть в том или в ином лице. Получается, что по факту есть определенная зависимость. Не хотелось бы вам и не считаете ли вы, что правильнее было бы сделать избирательную комиссию полностью независимой от тех, кого эта избирательная комиссия помогает выбирать?

Николай Цветков: Вы задаете известный вопрос о том, что есть ли другая альтернатива с точки зрения. Ведь на этот вопрос ответил когда-то, мы вместе с вами ответили на референдуме в Конституции Российской Федерации. К сожалению, в Конституции Российской Федерации не оговорен статус избирательных комиссий и в целом избирательных комиссий всех уровней. Если бы в Конституции Российской Федерации прозвучало, что избирательные комиссии всех уровней в Российской Федерации, понятно, являются конституционным органом, то мы были бы органом федерального подчинения. Я выступаю за возможность формирования более высокого, широкого, возможности формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации двух, если можно так назвать, участников. Первый участник – это политические партии. На мой взгляд, в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, равно как в других, не должно быть других участников, кроме представителей политических партий всего политического спектра. Тогда это повышает в первую очередь многообразие подходов, в рамках разумного. Это повышает дискуссионность. И это очень серьёзно влияет на общественное мнение о работе избирательной комиссии. И, наконец, второй фактор, окончательный – это федеральный бюджет. Федеральный бюджет должен взять, на мой взгляд, всю нагрузку на финансирование деятельности избирательных комиссий всех уровней. И тогда все будет предельно понятно. Но, вместе с тем, хочу вам отметить, что в таком случае, тогда избирательная комиссия Псковской области не должна участвовать в выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов, потому что половина членов комиссии формируется по предложению губернатора области (7 человек), а 7 человек по предложению Псковского областного Собрания депутатов. Тогда, в таком случае на своих выборах они будут оказывать влияние на избирком. То есть, пока паритет соблюден, пока этот паритет, вот такой, сложившийся и де-юре и де-факто. Не исключаю, что последующая комиссия следующего созыва Псковской области, других субъектов Российской Федерации…

Сергей Ермолаев: Ну вот общественная палата перешла на формирование через голосование по интернету. Может быть, когда-нибудь мы будем и избирком выбирать через интернет?

Николай Цветков: Очень возможно.

материал добавлен: 17.06.2014 15:15, отредактирован: 17.06.2014 15:15
Архив прессы

Пресса по теме «Выборы»

Темы

Материалы сайта по темам