Владимир Яников о проблемах местного самоуправления, популизме оппозиции и выборах

11 августа гостем нового выпуска программы «Дом Советов» в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) стал председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению Псковского областного Собрания Владимир Яников. В ходе беседы были подведены итоги работы регионального парламента за год, законодательной деятельности депутатов, а также затронуты проблемы местного самоуправления. Также гость студии ответил на вопросы радиослушателей. Предлагаем вашему вниманию стенограмму беседы.

Алексей Семенов: Добрый день, в прямом эфире радио «Эхо Москвы в Пскове» программа «Дом Советов». У микрофона Алексей Семенов, а в гостях у нас сегодня Владимир Яников, председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению Псковского областного Собрания. Владимир Николаевич, добрый день.

Владимир Яников: Добрый день.

Алексей Семенов: В течение часа мы постараемся охватить широкий спектр тем: поговорим о проблемах местного самоуправления, реформе по объединению волостей, поговорим о микроклимате в комитете по законодательству и обсудим последние новости в региональном образовании, учитывая, что у нашего гостя большой опыт работы в этой сфере. Ну а начнем мы с подведения итогов первого года работы областного Собрания в новом созыве. По вашей оценке, не упали ли темпы работы депутатов? Все ли парламентарии включились в рабочий процесс?

Владимир Яников: Депутаты — особая категория людей. Это активные люди, и, избираясь в областное Собрание, они давали определенные обещания тем, кто их избирал. Поэтому они стараются выполнить свои обещания. Плюс к этому, работают на законодательной базой в Псковской области, стараются, чтобы каждая копейка бюджет пошла в дело. Наказы появляются не только во время выборов, а существуют постоянно, тем более что мы имеем закон о наказах избирателей и стараемся ежегодно насущные проблемы населения, которые ставят перед нами, решать.

Алексей Семенов: Напомню, что оппозиционный блок потерял часть позиций, и его теперь представляют лишь 11 депутатов против 17, которые были в пятом созыве. Как такая диспропорция сказалась на работе Собрания? Смогли ли оппоненты и партия власти наладить конструктивный диалог?

Владимир Яников: Принятое еще в прошлом созыве решение давать возможность представителям каждой партии высказаться по волнующим вопросам считаю правильным. В любом случае, как в том, так и в этом созыве от партии выступал один человек - как правило, лидер, но необязательно. Каждый имел возможность высказать свое мнение, поднять любой вопрос, но без обсуждения, иначе мы просто ударимся в полемику перед сессией. Так что сессии проходят нормально, все депутаты стараются конструктивно работать, и думаю, этот созыв нисколько не хуже, а, может, даже и лучше предыдущего.

Алексей Семенов: Говоря о пресловутых «десятиминутках ненависти», в этом ли заключается тот диалог оппозиции и партии власти, о котором я спрашивал? Все-таки взаимодействие должно проходить, прежде всего, в рамках работы комитетов, на сессиях, а тут просто предоставляется время для того, чтобы озвучить проблему без каких бы то ни было обсуждений и диалога. Наверное, это не тот пример конструктивного взаимодействия.

Владимир Яников: Это тоже конструктивное взаимодействие, так как люди должны высказать свое мнение именно на прессу, чтобы люди услышали. А работа над законопроектами ведется более тихо, более продолжительное время. Естественно, каждый депутат может высказать любое мнение на комитетах и пытаться отстаивать свою точку зрения.

Алексей Семенов: Как ранее заявлял спикер областного Собрания Александр Котов, работа в региональном парламенте шестого созыва стала более конструктивной и менее политизированной. Как я понимаю, вы это мнение тоже разделяете.

Владимир Яников: Ну да, менее политизированной. Это точно.

Алексей Семенов: За счет того, что сократилось число оппозиционных депутатов?

Владимир Яников: Ну нет, я бы не сказал так. Вот у нас в комитете представители всех партий, и в большинстве случаев мы находим общий язык. Может быть, время другое немножечко, а, может, где-то влияет и число депутатов от фракций. Хотя один депутат имеет право высказать свое мнение, как и в прошлый раз. Позапрошлый год был очень политизированный, потому что приближались выборы в Псковское областное Собрание, и все хотели показать себя перед народом.

Алексей Семенов: Статистика говорит, что большую часть законопроектов вносит в областное Собрание исполнительная власть, а инициатива депутатов в этой части крайне мала. Чем вы можете это объяснить? Не смущает ли это вас?

Владимир Яников: Совершенно не смущает. Это естественно, что исполнительная власть готовит основную часть проектов. В областном Собрании нет такого большого числа штатных сотрудников. Депутат может высказать какую-то идею, и ее надо преобразовать в законопроект, но это не так-то просто. И потом, большинство законопроектов исполнительной власти все-таки касаются бюджета, прежде всего, расходования средств. Потому что каждую копейку, которую расходует бюджет, надо провести через сессию, поэтому исполнительная власть и корректирует. Жизнь-то не стоит на месте, меняется. Приходят федеральные средства, какие-то изменения проходят здесь, в налоговой базе, поэтому приходится на каждой сессии принимать законы, которые по большей части уточняют бюджет. Это естественный процесс.

Алексей Семенов: На эту тему не раз высказывалась псковская оппозиция. Она говорит, что разрабатывает свои законопроекты постоянно, вносит их на рассмотрение коллег по Собранию, но в основном получает от ворот поворот. Их инициативы зарубаются на комитетах, а те, которые доходят до сессии, не находят поддержки большинства. Можно ли такие претензии считать резонными?

Владимир Яников: Считаю, что нет, потому что 100% инициатив до сессии доходят. Такого не бывает, что законопроект подготовлен, а он на сессию не доходит. Но часто бывает так, что законопроекты, подготовленные оппозицией, не носят конструктивный характер и касаются вложения в их идею больших средств, которых в бюджете области нет. Поэтому они не могут быть приняты на сессии. Но, что касается возможности рассмотрения законопроектов на сессии, — она есть на сто процентов.

Алексей Семенов: Что касается законопроектов оппозиции, зачастую оппоненты партии власти говорят, что часть законопроектов, направленных на улучшение социального самочувствия граждан, не требует выделения дополнительных средств. Вспомним пакет законов от «Справедливой России»...

Владимир Яников: Я бы так не сказал. Практически все законопроекты требуют средств. Или, допустим, когда они требуют кардинально изменить выборное законодательство, тоже не так все просто — идея появилась и мы сразу меняем закон. Еще раз говорю: все законопроекты тщательно рассматриваются, и я бы не сказал, что абсолютно все они отвергаются. Редко, конечно, но проходят.

Алексей Семенов: Правильно я понимаю, что вы намекаете на популизм некоторых законопроектов от оппозиции?

Владимир Яников: Ну, правильно. Чаще всего там присутствует именно популизм.

Алексей Семенов: А что касается партии власти - как вы оцениваете ее законодательную активность? Какие законы за последний год «Единая Россия» предложила и какова их судьба?

Владимир Яников: Еще раз говорю, что чаще всего законопроекты вносит исполнительная власть. Псковское областное Собрание, в частности «Единая Россия», тесно с властью работает. Мы перед каждой сессией проводим заседания фракции, рассматриваем все законопроекты, вносим поправки, голосуем по ним. Чаще всего получается, что мы идем на сессию с единым отработанным мнением и поддерживаем исполнительную власть. Потому что а кто, как не мы, должны ее поддержать?

Алексей Семенов: Вспоминаются законопроекты, касающиеся изменения избирательного законодательства, которые вносил глава Пскова. Это один из ярких примеров работы, и они тоже вызывали бурные обсуждения на сессии. Как вы думаете, почему оппозиция не поддержала тогда эти меры по перенарезке округов и формированию списков избирателей? Ваши ощущения.

Владимир Яников: Не берусь говорить, почему так получилось. Чаще всего просто в пику. Просто исходя из того, что «Единая Россия» данное мнение поддерживает, оппозиция высказывается против.

Алексей Семенов: Но они приводили вполне конкретные доводы против этих законопроектов, которые, на их взгляд, ущемляют их на выборах, и опасались, что если и получат какие-то мандаты, то в меньшем количестве, чем могли бы получить до этих изменений.

Владимир Яников: Что ж, может, и так. Исходя из того, что «Единая Россия» - это большинство в областном Собрании, она старается подготовить такие законы, которые поддержат именно ее, в первую очередь, хотя условия меняются, и к этим условиям где-то нужно приспособится.

Алексей Семенов: Что вы можете сказать о микроклимате в комитете по законодательству? У вас там работает и Лев Шлосберг в должности вашего зама, и Олег Брячак. Удается ли вам выстраивать конструктивную работу в таком составе и каким образом?

Владимир Яников: Первое, что я считаю — нужно уважать мнение каждого человека, дать ему возможность это мнение высказать, не перебивая. Если Лев Маркович хочет выступить 2, 3, 5 раз - да ради бога, пусть говорит свое мнение. Даже когда полемика возникает на комитете, это даже хорошо, потому что часто мы приходим к общему мнению, независимо от того, какое мнение было у депутатов первоначально. Но а потом в любом случае остается какой-то осадок от полемики. В перспективе проще искать единое решение.

Алексей Семенов: Говоря о работе вашего комитета, давайте вернемся к его последнему заседанию, когда рассматривался скандальный вопрос об установлении границ зон охраны около горы Соколиха. Тогда ваше заседание чуть не оказалось под угрозой срыва - настолько накалилась полемика. Поделитесь своими ощущениями, что происходило и в чем причина такого конфликта общественности и депутатов.

Владимир Яников: Я бы не сказал, что произошел конфликт между депутатами и общественностью. Один - два человека - это еще не общественность, а представители общественности. Над этим проектом постановления мы очень долго работали и внимательно, а не просто так, что проект сегодня пришел, а завтра мы его принимаем. Он месяц находился на рассмотрении в комитете. Все депутаты имели возможность с ним ознакомиться и внести в него свои поправки. Ни одного замечания до комитета не поступило. Обычно если есть замечания, я обязательно провожу рабочие совещания с приглашением заинтересованных лиц. В данной ситуации я бы пригласил представителя города, строителей — всех, кто высказал бы мнение.

Алексей Семенов: И Льва Марковича Шлосберга тоже?

Владимир Яников: Естественно. Вопрос встал чисто на комитете, и из-за этого я не позволил этой полемике очень далеко развиваться, иначе мы бы не закончили комитет. В любом случае, вопрос выносился на сессию, и все могли бы высказать свое мнение. Да, такие случаи происходят, но я бы не сказал, что это что-то из ряда вон выходящее.

Алексей Семенов: А в чем причина этого? Почему сначала все вроде как одобряют, а потом возникают вопросы?

Владимир Яников: Эти подводные камни — о них трудно говорить, в частности, у Льва Марковича какие-то свои мысли и идеи были по этому вопросу, может, в чем-то правильные — ничего не хочу сказать. С другой стороны, на то и существует голосование, чтобы выяснить мнение большинства. А большинство посчитало, что данный проект подготовлен грамотно, и все то, что предложено, позволит городу развиваться.

Алексей Семенов: Если комментировать сам документ — проект охранных зон вокруг Соколихи, у вас какие есть ощущения по дальнейшим перспективам застройки этого участка? Стоит ли общественникам опасаться, что там будет частокол из высоток или права представитель администрации, сказав на сессии, что волноваться не стоит, и все там будет так как должно быть?

Владимир Яников: Над законопроектом работали специалисты, а к их мнению надо обязательно прислушиваться. Второе — я местный житель, с малолетства там проходил и проезжал. Там сейчас кусты, болота — ни для прогулок, ни для чего там условий нет, и если территория будет благоустроена, этому можно только радоваться. Понимаю, что здания в 20 этажей там строить нет смысла, но на то есть специалисты, которые должны посоветовать нужное количество этажей и что надо сделать для того, чтобы памятник не был загорожен и чтобы туристы могли любоваться красотами нашего города.

Алексей Семенов: Вы говорили, что все желающие могли выступить по этому вопросу. Позволю себе вам возразить и приведу слова Ульяны Михайловой, которая возмущалась, почему не дали на сессии слово представителям общественности — архитекторам, представителям ВООПИиК. Тогда она говорила, что их мнение надо учитывать и нельзя так беспардонно игнорировать мнение общественников.

Владимир Яников: Я приму сторону председателя областного Собрания, ведь сессия — это не балаган. Высказаться имеет право тот, кто готовил документ, и депутаты. Если требуется еще мнение услышать, спикер предоставляет слово этому человеку. Думаю, выступления, которые не произошли, не способствовали бы тому, что мнение у депутатов по этому проекту поменялось. Еще раз говорю: на сессии должен быть порядок. Если бы общественность сильно хотела, они бы заранее пришли и мы бы эти вопросы, естественно, решили.

Алексей Семенов: То есть махать руками надо было еще до комитета.

Владимир Яников: До комитета. Мы же не будем сидеть на комитете 5 часов и выслушивать всех общественников. Для этого есть рабочие совещания. Люди должны были обратиться. Никому не было бы отказано.

Алексей Семенов: Владимир Николаевич, и еще одну ремарку по поводу ваших слов, что в областном Собрании сформировался хороший микроклимат и парламентское большинство активно работает. Лев Шлосберг высказывал мнение, что все решения, принимаемые парламентским большинством, были предсказуемы, потому что в новом созыве оказалось рекордно много молчаливо-покорных депутатов. Вы хотя бы отчасти разделяете это мнение или оно спорное?

Владимир Яников: Я это мнение не разделяю. Депутат Псковского областного Собрания — это личность. Понимаю, что областное Собрание - это не коллектив, каждый депутат имеет свое мнение - неважно, сидит он на сессии и молчит или пытается высказаться. Он имеет свое мнение, когда нажимает на кнопку или поднимает руку. У нас на фракции все сложные вопросы обсуждаются. Бывает, часами сидим. Мнения бывают разные. Спорим, но приходим к единому мнению. Если депутат абсолютно не согласен, мы даем ему возможность не голосовать. Но если мы все эти непредсказуемые вопросы будем доводить до сессии, сессий нормальных у нас не получится.

Вопрос радиослушателя: Добрый день, это беспокоит Николай Филиппович, мы с вами иногда общаемся по телефону по законодательной инициативе избирателей. Тема интересная и важная, особенно в плане того, что законодательная инициатива депутатов слаба. Вот в гордуме Пскова в уставе прописано, что собирается инициативная группа, которая может внести нормативный документ. У вас в регламенте прописано, что любой избиратель может внести законопроект через депутата. Мне интересно, как это у вас работает. Есть ли прецеденты? Потому что в моем понимании провести какой-то закон невозможно даже через депутата.

Владимир Яников: Внести закон через депутата можно, если он согласен. И потом у нас еще есть Общественная палата. Можно через нее это сделать.

Алексей Семенов: Вот такой краткий ответ. И, коль уж вы упомянули Общественную палату, не могу не спросить, верите ли вы в ее эффективность? Многие замечают, что это декоративный орган при администрации, который не имеет действенных рычагов и неактивно пользуется правом законодательной инициативы.

Владимир Яников: Может, мне хотелось бы большей активности Общественной палаты, но я знаю, что они рассматривали наши законопроекты, высказывали свое мнение по ним и выдвигали предложения по их изменению.

Алексей Семенов: А были ли они учтены?

Владимир Яников: Были. Бывает, высказываются здравые хорошие мнения людей, поэтому, конечно, надо прислушиваться к ним обязательно. Что касается законопроекта Николая Филипповича, он неоднократно рассматривался, но Анатолий Копосов счел, что он недостаточно проработан. Надо бы в этом плане поработать как раз Общественной палате - как общественность может влиять на внесение законопроектов в областное Собрание. Думаю, этот вопрос будет рассматриваться в течение следующего года.

Алексей Семенов: Как часто вы как председатель законодательного комитета встречаетесь с главами районов, волостей? Какие вопросы волнуют сейчас псковскую глубинку?

Владимир Яников: В большей степени мне приходится встречаться с главами волостей того округа, по которому я избран.

Алексей Семенов: Псковский, Гдовский районы.

Владимир Яников: Хотя приходится встречаться и с другими. Что волнует глубинку: нехватка средств, естественно. Когда денег много, ими можно распоряжаться и решать многие вопросы. В настоящий момент это главная проблема - что у волостей, то и у районов. Поэтому надо работать над тем, чтобы налоговая база района была больше, чтобы средства к нам приходили в большем объеме. А для этого надо помогать фермерам, предпринимателям, предприятиям, которые собираются строиться, что администрация и старается сделать.

Алексей Семенов: В последнее время много говорится о проблемах в сфере местного самоуправления. Многие эксперты считают, что МСУ в России находится в глубочайшем кризисе, потому что органы не имеют ни полномочий, ни ресурсов, а значит утратили способность влиять на социально-экономическое развитие собственных населенных пунктов. По мнению некоторых, муниципальные образования фактически ничего не решают и не имеют, представляя собой бессмысленную чиновно-депутатскую конструкцию. Муниципальные бюджеты зависят от региональных. Учитывая все это, начинает казаться, что власть делает все для того, чтобы свести местное самоуправление к некой бутафории, сокращая его функционал. Такое критичное мнение высказывают и федеральные эксперты, и эксперты в нашем регионе. Насколько вы считаете его справедливым?

Владимир Яников: Да, тут, конечно, нельзя с этим не согласиться. Суждения справедливые. Какой бы муниципалитет мы ни взяли, у него всегда проблемы. В первую очередь все упирается в деньги. Если брать волости, то они, особенно главы, работают с населением по всем вопросам, даже если это не их функционал. Все равно власть рядом с народом должна быть. Хорошо если власть с деньгами, а если их не хватает, все равно руководитель должен быть. В первую очередь, самый уважаемый на селе человек - это глава волости, потому что он отвечает за все. То, что на федеральном уровне где-то пытаются не замечать проблемы муниципалитетов - такое есть. Даже есть мнение, что надо создавать больше городских округов, чтобы избавиться от второго уровня местного самоуправления. Может, есть в этом определенный смысл. Я, честно говоря, не вижу перспектив в системе, которая у нас сейчас создана, и нам придется что-то менять и, может, даже возвращаться к тому, что было до 90-х годов, когда у нас были не волости, а сельсоветы и глава сельсоветов. То есть был один уровень. Два уровня сейчас себя нормально не показывают. Я бы поменял и районные Собрания. Считаю, туда надо ввести глав волостей, поскольку именно от них многое зависит. Такая модель существует, но у нас не применяется пока. Кто лучше главы волости лучше понимает, как надо распределять средства? Поэтому надо работать, жизнь не стоит на месте. Но мы живем, где-то и неплохо живем. Я бы не сказал, что у нас жизнь сильно ухудшается. Во многом где-то она и улучшается.

Алексей Семенов: Если возвращаться к системе назначения руководителей, получается, что рано или поздно мы должны будем уйти от выборов.

Владимир Яников: Глав волостей избирает не население, а все равно депутаты, и чаще всего по договоренности с районом. Поэтому не думаю, что что-то от этого кардинально меняется.

Алексей Семенов: Говорили вы, что глава района должен отвечать за все на вверенной ему территории. Понятно, что в теории органы местного самоуправления должны ближе всех стоять к населению, и чем лучше они работают на местах, тем выше должно быть доверие населения ко всей вертикали власти. По вашему мнению, можно ли сейчас говорить о доверии жителей к местному самоуправлению в Псковской области?

Владимир Яников: Отрицать полностью нельзя, и сказать, что это так, тоже. У нас есть самодостаточные волости, где довольно неплохие средства есть, и они используются на благо людей. Есть волости, которые живут очень сложно, у них больше проблем. С другой стороны, не найдешь ни одну такую волость, где бы все люди были довольны властью. Такого нет. Даже в самой хорошей волости кто-то чем-то недоволен. Завтра мы будем отмечать 90-летие Писковской волости. Хорошая волость, но вы думаете, там нет проблем? Не хватает средств на освещение. Люди требуют, чтобы свет горел всю ночь, а денег на весь год не хватает. Давайте что-то думать - нет, требуют, чтобы свет горел. Значит, до октября он погорит, а потом деньги закончатся - и все, будут проблемы. Понимаю, что хочется, но жить надо по средствам. Но я говорю, даже лучшие волости всегда будут чем-то недовольны.

Алексей Семенов: И все-таки, население в большей степени доверяет власти или не доверяет?

Владимир Яников: Конечно, доверяет. Это наш российский менталитет - доверять.

Алексей Семенов: Население муниципалитетов давно махнуло рукой на власть на местах и предпочитает в случае острых конфликтов обращаться сразу на уровень губернатора, президента, Генпрокуратуры и т.д. О низком интересе к органам местного самоуправления говорит и низкая явка людей на выборы - люди голосуют ногами. Каковы настроения людей, исходя из вашей практики?

Владимир Яников: Наибольшее количество людей все-таки доверяют власти волости. И чаще всего жалобы, о которых вы говорите, приходят из тех волостей, которые близки к Пскову и Великим Лукам, где население более продвинуто. Люди, которые живут в глубинке — в Самолве, Плюсском, Стругокрасненском районе, в меньшей степени сюда пишут и стараются решить вопрос на местах. Наверное, они понимают, что решать вопрос в конечном счете все равно придется с местной властью. А здесь, в Псковском районе, обращений от населения очень много, причем, на уровень губернатора.

Алексей Семенов: Как вам кажется, изменилось ли отношение людей к органам местного самоуправления после реформы объединения волостей? Реформу начали проводить в конце 2014 года. Чиновники тогда сами признавались, что мера эта непопулярная. Ряд волостных депутатов говорили, что любое укрупнение приведет к зарастанию полей, вырубке лесов, заболачиванию рек и озер... Много разных негативных последствий называли, прогнозировали много разных страхов и вообще приводили массу примеров, когда объединение волостей приводило к массе неудобств. Так было в Середкинской волости, где отдаленные поселки потеряли статус, и туда перестали ходить автобусы, и прочая, прочая. Сбылись ли опасения или все-таки все оказалось не так страшно?

Владимир Яников: И да, и нет. То, что все оказалось не так страшно, - это факт. Что касается автобусного сообщения, не может быть такого, что если центр волости исчез, то туда перестал ходить транспорт. У нас как транспорт ходил, так и ходит. Может, для многих жителей появились некоторые неудобства, хотя таких уж очень больших неудобств я, например, не замечаю.

Алексей Семенов: Какие неудобства все-таки появились, по вашей оценке?

Владимир Яников: Может быть, в плане сбора справок, которые нужно взять жителям. Больше я не знаю, какие неудобства могут быть. Возьми любого жителя — сколько разв год они ходили в волостную администрацию? Один-два, а, может, и не разу. То есть не так уж и востребована волостная администрация была для работы. Практически у каждого жителя есть собственный транспорт, и он может подъехать, куда надо, если это ему нужно. У нас есть интернет, и заказать справки можно в электронном виде. Кроме того, у нас теперь уменьшился функционал органов власти. Поэтому таких уж очень больших неудобств нет, хотя я уже говорил, что глава волости для населения - начальник, к которому можно обратиться по любому вопросу, независимо от того, к федеральному, региональному или местному уровню относится решение вопроса. В любом случае глава волости постарается помочь человеку решить его проблему. Приезжаешь в небольшие деревни, к тебе люди приходят на прием, и в 50 процентах случаев - просто поговорить. Поэтому глава волости — это фигура.

Алексей Семенов: То есть прогнозы скептиков, что власть отдалится от народа, не оправдались.

Владимир Яников: Конечно, местная власть не отдалится от народа. Есть моменты, связанные чисто с историей развития волости. Например, Ершовская не присоединилась к Писковской - народ захотел остаться самостоятельным. Хотя я не вижу большой проблемы - даже в советские времена у нас в собственности был сельсовет, в который входили территории и той, и другой волости. Но вот, уважая мнение людей, волость оставили, хотя у нее больше проблемы, в том числе финансовые.

Алексей Семенов: И теперь она вынуждена решать эти проблемы самостоятельно.

Владимир Яников: К сожалению.

Алексей Семенов: Давайте теперь о выборах поговорим. 10 сентября у нас в регионе пройдут муниципальные выборы. Избирательная кампания стремительно движется к своему завершению. Следите ли вы за ее ходом? Как оцениваете?

Владимир Яников: Избирательная кампания идет, как мне кажется, как и все предыдущие. Большой активности пока нет. Наверное, партии выжидают. Чаще всего активная работа начинается недели за три. А пока идут подготовительные работы, готовятся материалы, чтобы люди знали, кого избирают. «Единая Россия» провела праймериз в отличие от других партий. Кандидаты уже довольно хорошо известны людям, так что все идет своим чередом.

Алексей Семенов: Многие представители оппозиции говорят, что это будет одна из самых грязных избирательных кампаний, прогнозируя множество всевозможной «чернухи», которая вот-вот должна вылиться на головы избирателей. По вашим ощущениям, стоит такое прогнозировать?

Владимир Яников: Я в политике уже давно. Перед каждой избирательной кампанией говорится, что выборы будут «грязными». Это традиционная мантра, которую повторяют. Не сказал бы, что перед этими выборами будет много литературы. Чернухи с годами становится все меньше. Помню, как проходили выборы в начале 2000-х, а сейчас они проходят более чисто. Председатель облизбиркома Николай Цветков на праздновании 90-летия Псковского района пообещал вообще чистейшие выборы в Псковском районе. Я ему верю.

Алексей Семенов: А за ситуацией в Гдовском районе, где действующий глава Михаил Разумнов подал в отставку? Справедливы ли были обвинения правоохранительных органов по отношению к нему?

Владимир Яников: Я, честно говоря, не берусь говорить от лица следственных органов. С Михаилом Михайловичем я работал много лет, в общем-то, я ему доверяю - вот так скажу. Почему возникли эти проблемы... скорее, из-за его неопытности где-то, где-то что-то просмотрел. Но в то, что он что-то взял себе, я не верю.

Алексей Семенов: Выборы нового главы района должны пройти не позднее 21 января будущего года. Кто, по вашему мнению, смог бы возглавить Гдовский район? Есть ли достойные претенденты?

Владимир Яников: Трудно говорить об этом, Михаила Михайловича замещает его первый зам Николай Капитонов. В принципе, он мог бы возглавить район. Больше из Гдовского района я бы, честно говоря, никого не назвал. Хотя у нас есть люди, которые хотели бы туда приехать и возглавить район, но это будет, мне кажется, сложно сделать, так как жители Гдовского района предпочитают в качестве главы тех, кто жил в районе и знает его проблемы. Это логично.

Алексей Семенов: Не так много у нас остается времени, но мы успеем поговорить об образовании, тем более что вы не только депутат, но и эксперт в этой сфере, учитывая долгие годы работы в Тямшанской школе. Первого сентября в Борисовичах открывается новая школа. Удалось ли вам этот объект посетить и посмотреть? Как его оцениваете?

Владимир Яников: Как и любой человек, я радуюсь новой школе на 1350 человек. Конечно, первый и второй год работать будет очень сложно, потому что формируется коллектив. Я это знаю, так как строил Тямшанскую школу. Знаю, как сложно притираются люди друг к другу, как сложно формируется детский коллектив, но уверен, что все получится. Школу возглавляет грамотный руководитель, там появилось много молодых и грамотных учителей, а это значит перспективы. Уверен, это будет одна из лучших школ города Пскова.

Алексей Семенов: А смогут ли в нее пойти дети из ближайших волостей Псковского района?

Владимир Яников: Честно говоря, я не вижу в этом большого смысла. На территории Псковского района много хороших школ — моглинская, тямшанская, родинская, поэтому совершенно не вижу необходимости. Ну а если будет большое желание, думаю, что при условии неперегрузки классов это, конечно же, можно сделать.

Алексей Семенов: Недавно губернатор Андрей Турчак встретился с вице-премьером Ольгой Голодец, и после этого совещания стало известно, что правительство одобрило заявку нашего региона на строительство еще двух школ. Одна должна появиться в Великих Луках, другая - в Гдове. В Гдове действительно есть необходимость в этом объекте?

Владимир Яников: В Гдове довольно старая школа, много лет стоял вопрос насчет пристройки, исходя из того, что там вторая смена, но вопрос пристройки отпал сам собой, так как пристраивать по сути оказалось не к чему.

Алексей Семенов: Пристройка — это ведь один из самых долгоиграющих наказов избирателей.

Владимир Яников: Да-да-да. Поэтому решили строить новую школу, и уверен, что жителям новое здание понравится, ну а детям тем более.

Алексей Семенов: Спасибо большое, наше время, к сожалению, подошло к концу. Владимир Николаевич, спасибо вам и всего доброго.

Владимир Яников: До свидания.

материал добавлен: 13.08.2017 00:00, отредактирован: 15.08.2017 17:38
Архив прессы

Пресса по теме «местное самоуправление»

Темы

Материалы сайта по темам